Главная → Новости

Благое Слово Владыки Тихона 20.04.2011

Благое Слово Владыки Тихона

В апреле по инициативе Виктора Козодоя состоялась недавно встреча студентов Сибирской академии управления и массовых коммуникаций (САУМК) с управляющим Новосибирской епархией Русской православной церкви архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. На встрече речь шла о нравственности и духовности, многовековых традициях православной культуры, о деятельности Русской православной церкви в настоящее время.

А началось оно с того, что Его Преосвященство рассказал собравшимся о первых впечатлениях при встрече с Новосибирском в 1990 году:

– В то время здесь фактически на весь город был один-единственный храм, хотя до революции их было до четырёхсот. На тот момент было четыре священнослужителя (сейчас их около двухсот пятидесяти). Они не только занимаются богослужением, но и ведут большую просветительскую, социальную работу. В Новосибирской епархии 26 отделов, которые практически охватывают все сферы нашего общества. Образованием у нас занимаются 3 отдела. Социальная работа проявляется и в том, что мы окормляем 28 медицинских учреждений, 16 колоний, где работаем с осужденными, 50 детских учреждений для детей-сирот и детей-инвалидов. Окормляем также воинские части. Сейчас возрождено военное духовенство: 4 священника, бывшие офицеры, направлены в эти подразделения. В нашем ведении 17 реабилитационных центров для наркозависимых и другая каждодневная работа. С каждым годом присутствие церкви в нашем обществе становится всё заметнее. На сегодняшний день в городе и области действует порядка 150 православных храмов.

Но количественные соотношения при всей красноречивости цифр не в состоянии передать, по мнению Владыки, одну из самых злободневных проблем, которая заключается в значительном разрыве православных традиций. Как таковой живой традиции, к сожалению, уже нет. Родители многих наших современников были либо неверующими, либо придерживались лишь обрядовой стороны религии. Поэтому очень чувствуется недостаток развития церковной культуры. Нет нормального развития, которое в России до семнадцатого года было естественно: ребенок рос в семье, где его сопровождали хотя бы внешние формы христианской жизни. Уход такой традиции чувствуется едва ли не повсеместно.

В 1988 году, как рассказывает Владыка, ему довелось по приглашению ЮНЕСКО принять участие в праздновании 1000-летия крещения Руси в Париже, где расположена штаб-квартира этой организации.

–Что нельзя было не отметить, эти торжества были поданы в контексте великой русской культуры, - продолжает свой рассказ архиепископ Тихон. – На тот момент в нашей стране очень редко можно было встретить такое словосочетание. Ведь обычное явление для того времени – умалчивание об этой тысячелетней культуре. Соответственно, немалая часть нашего населения даже не осознает, что мы носители этой культуры, что наш язык, обычаи, традиции, и семейные, и общественные – всё связано с великой русской культурой.

Не секрет, что наше общество, в основе своей, и по сей день остается секулярным (светским). И не лежит ли пропасть между признанием этого факта и тем очевидным обстоятельством, что говорить о русской культуре невозможно без сочетания «православная культура»? Даже на фоне того, что проживаем мы в многонациональной, многоконффессиональной стране. Всё так. Однако православная культура (что подразумевает абсолютное равенство с духовной культурой) предполагает возвращение в нашу жизнь таких понятий, как «священный», «святой».

– Без этого, -- замечает Владыка, -- не может быть патриотического воспитания, поскольку духовная культура подразумевает, что для воспитания нужны положительные образы, герои, лидеры. Именно поэтому в России были святые воины и политики, святые крестьяне и святые дети. По причине невежества, которое до недавнего времени царило в стране, мы об этих личностях почти ничего не знаем. А ведь многое из того, чем мы ежедневно пользуемся, живём, входит в понятие духовной культуры. Потому понятно, почему учителя русского языка сегодня бьют тревогу из-за того, что наш язык искажается, забивается сленгом. На самом деле речь не столько о самом языке, сколько о сегодняшнем духовном состоянии нации. Ведь язык отражение человеческой мысли, работы нашего разума. И если наш разум порождает слова-уроды, значит, мы переживаем стадию духовного уродства.

Затронутую в выступлении архиепископа Тихона тему, по его мнению, можно рассматривать как ключ к ответам по многим сегодняшним вопросам, которые кажутся нам наиболее актуальными. Например, почему сейчас делается попытка ввести в школьную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»?

–Потому что, совесть, а не работник милиции, должна контролировать человека в его поступках, -- даёт ответ на вопрос Владыка. -- Тут уместно вспомнить слова академика Лихачёва: «Нравственность – основа государства». Уже потому, что изданные законы может исполнять только добросовестный, законопослушный гражданин. Церковь говорит о том, что с точки зрения духовной культуры личность другого человека священна. Точно так же, как личность Бога. Обращаясь к религиозным организациям с предложением о введении предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» действующая власть тем самым стремится сделать, чтобы мы знали эти культуры, могли их понимать, принимать.

Из числа столь же жгучих вопросов и тот, что касается межнациональной, межрелигиозной розни. По имеющимся данным, считается, что если 5% населения определенных территорий состоит из представителей других национальностей и вероисповедания, то есть повод опасаться открытых проявлений такой вражды 10% – прямая угроза стабильности.

–В Москве сегодня 20% мусульман, которые не могут в полной мере адаптироваться к новой для себя ситуации, -- говорит Владыка. – В столицу они едут, главным образом, на заработки. Сталкиваются здесь с бездушием местных чиновников, с рэкетом, ютятся в подвалах. Отсюда и появление национальных общин, настроенных враждебно к нашему населению, государству. Они не знают наших законов, а значит, не имеют понятия, как адаптироваться к окружающей их обстановке. Чтобы добиться этого, мы должны знать их культуру, понимать их. Есть договоренность о создании так называемых Центров адаптации, где их посетители не только будут изучать русский язык, но и наши законы. Такие вопросы не решаются полицейскими дубинками – их понимание возможно только с помощью использования разных способов приобщения к духовной культуре.

Не обойти здесь вниманием и тему семьи. Тем более, что, как признался перед слушателями архиепископ, в молодёжных аудиториях у него часто интересуются рецептом создания полноценной семьи.

–Это сложно по той причине, что у нас недостаточно выработаны соответствующие духовные качества, -- делится своим мнением архиепископ Тихон. -- Ведь семья – это крест, это большой труд. Для полного понимания, что это такое, у молодых людей часто наблюдается недостаток жизненного, духовного опыта. Особенно важно здесь наличие великих качеств – терпения, прощения, милосердия. Добро и зло в трактовке духовной культуры – это энергия, которая накапливается в человеке. Злой человек в обыденной жизни может быть даже более успешным, поскольку зло более агрессивно, чем добро. То есть добро более уязвимо, чем зло, но это не значит, что мы не должны держать сторону добра во всех проявлениях нашей жизни. В том числе и семейной.

В заключении своего выступления Владыка ответил на вопросы из зала:

О взаимоотношениях православной и католической церквей

–На самом деле эти церкви близки. Мы имеем общий корень: обе церкви верят в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу, признают Матерь Божию. Притом, что с древних лет и фактически до 1000-ого года церковь была единой. Конечно исторически, по богословским канонам между нами есть разделение. Но в этом направлении работают межправославные, католические комиссии, пытаясь найти выход в спорных ситуациях. Есть и Всемирный Совет Церквей, где ведётся постоянный диалог и по вероучению, и по богословию, и даже по социальным вопросам. Что касается распространения католицизма в Новосибирской области – не думаю, что здесь этот процесс происходит интенсивно. Всё-таки, даже при всех исторических перегибах, у нас осталась прочная православная традиция. Я заметил, что у новосибирцев есть очень своеобразный патриотизм: они скорее станут светскими атеистами, чем примут чужую идеологию.

О привитии ребенку правильных жизненных ценностей

–Надо не просто внушать добрые понятия, но и стремиться к ним. Как научить ребенка терпению, если сами воспитатели им не обладают? У родителей должен быть авторитет. Совсем не обязательно говорить детям: будьте хорошими. Они, прежде всего, впитывают семейную атмосферу. В Священном Писании говорится: «Если хозяин дома – сатана. То тем более – его домашние». Великий русский философ Павел Флоренский писал: «Жизнь состоит из мелочей. Я думал, что родился для чего-то великого. Оказалось: всё растрачено по пустякам». И надо, чтобы из «пустяков», как из мозаики, складывалась светлая личность.

Смотреть все фотографии


Возврат к списку